Меню Закрыть

Ответ на кадровый вызов

Андрей Григорьев, заместитель начальника Северной дороги по кадрам и социальным вопросам (с 23.01.2017 по 14.10.2018)

Приступая к созданию Северного широтного хода, необходимо осознать те вызовы, которые возникнут перед нами в ходе реализации проекта.

Большая часть СШХ будет проходить через малонаселённые территории. Наиболее сложная ситуация складывается в Республике Коми. Так, в Воркуте и посёлке Елецкий численность трудоспособного населения за последние годы значительно сократилась.

Исходя из планируемых на новом направлении объёмов перевозок мы определили дополнительную потребность в персонале, которую будет испытывать Северная дорога. Рассматривая варианты привлечения персонала, мы выявили населённые пункты, где демографическая ситуации более стабильна и есть трудоспособное население для обеспечения потребностей СШХ. В первую очередь это город Котлас Архангельской области, где наблюдается небольшой прирост населения за последние годы, а также Салехард и Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, где демографическая ситуация также стабильна. Кроме того, считаем перспективными в плане привлечения трудовых ресурсов Воркуту и Инту, где процент незанятого работоспособного населения растёт в связи со снижением объёмов работы в угледобывающей отрасли.

Конечно, люди, которые будут обслуживать СШХ, должны обладать определённой квалификацией. Для обучения и переобучения работников необходимо задействовать специализированные учебные заведения, находящиеся в зоне функционирования СШХ. Здесь ситуация как раз благоприятная. Во-первых, это Котласское подразделение Северного учебного центра профессиональных квалификаций (СУЦПК). Во-вторых, Ухтинский техникум железнодорожного транспорта – филиал Санкт-Петербургского университета путей сообщения. Наконец, три учреждения Министерства образования, имеющие в своих программах железнодорожные специальности: Вельский индустриально-экономический колледж, Котласский транспортный техникум и Микуньский железнодорожный техникум. Все они выпускают квалифицированных рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием. Что касается подготовки инженерно-технического состава и руководителей, то здесь, по нашему мнению, основная нагрузка должна лечь на Ярославский филиал Санкт-Петербургского университета путей сообщений.

Сегодняшний объём выпуска этих учебных заведений недостаточен для удовлетворения потребности СШХ в персонале. Для эффективной работы на новом направлении персонал должен обладать актуальными навыками. Это связано с введением новых серий локомотивов, необходимостью обслуживания инновационных технологий в путевом комплексе, хозяйстве автоматики и телемеханики. Уже сейчас необходимо планировать развитие и переоснащение учебной базы, разработку соответствующих программ обучения. Считаю, что необходимо провести расширение учебных площадей и модернизацию учебной базы Котласского подразделения СУЦПК. Расширить спектр железнодорожных специальностей и учебную базу в Ухтинском техникуме – здесь можно было бы начать готовить локомотивщиков, а также увеличить выпуск тех, кто будет работать монтёрами пути и связи.

Отдельный вопрос – подготовка специалистов с высшим образованием. Ежегодно Северной дороге требуется 90 выпускников вузов, а после строительства СШХ будет требоваться более 100. При этом магистраль до сих пор не имеет на своём полигоне вуза, работающего по очной форме обучения, а до 40% выпускников, обучающихся в ПГУПСе и РУТ (МИИТ) по целевым направлениям от предприятий СЖД, не возвращаются, а остаются в Москве и Санкт-Петербурге, где совершенно другие зарплаты.

Проблему обеспечения дороги специалистами с высшим образованием можно решить за счёт развития Ярославского филиала ПГУПСа. Необходимо создать полный цикл очных форм обучения по основным специальностям в Ярославле. И именно здесь можно будет готовить дополнительные кадры для СШХ. Более того, сейчас мы обсуждаем с руководством университета концепцию подготовки, которая предполагает участие студентов в реализации проекта, – это разработка и сопровождение проектной документации, строительство и временная эксплуатация СШХ, стажировки, рабочие совещания, семинары и конференции.

Не менее важно создать для будущих работников СШХ достойные условия труда и проживания. На мой взгляд, с учётом специфики условий Крайнего Севера нужно рассматривать два основных варианта организации труда на полигоне: традиционный, с постоянным проживанием вблизи места работы, и вахтовый метод. Оба варианта требуют соответствующей подготовки инфраструктуры, а вахтовый метод – ещё и дополнения нормативной базы ОАО «РЖД».

Для постоянного проживания нужно построить или купить технологическое жильё, прежде всего в населённых пунктах с высокой концентрацией рабочих мест железнодорожных предприятий и наличием социальной инфраструктуры. Это в первую очередь город Лабытнанги, который находится в непосредственной близости от крупного узла СШХ – станции Обская.

Для персонала, который будет привлекаться к работе вахтовым методом, необходимо строить общежития, пункты питания. Их также целесообразно располагать в местах концентрации рабочих мест – на станциях Елецкая, Обская, Сивая Маска.

И ещё один вопрос, на котором хочу заострить внимание, – уровень заработной платы железнодорожников в регионах Крайнего Севера. Сегодня компания конкурентоспособна по зарплате в Республике Коми и Архангельской области, чего не скажешь о Ямало-Ненецком автономном округе, где зарплата железнодорожников на 19% ниже средней по региону. Для привлечения лучших кадров нам нужно выстроить систему зональных надбавок и адаптировать положение о премировании.

Уверен, что тесное сотрудничество нашей компании с образовательными учреждениями, субъектами Федерации и всеми, кто заинтересован в скорейшем появлении СШХ, позволит реализовать и успешно эксплуатировать этот важный для страны проект.

Гудок. Выпуск № 195 (26568) 30.10.2018